Аюрведа — знание о здоровом образе жизни, единство науки, религии и философии. Истоки этого учения насчитывают более 5000 лет. На классических текстах Аюрведы основываются многие известные направления восточной медицины. Философия Аюрведы базируется на древнеиндийской философии Санкхья (санскр. «сат» — истина и «кхья» — знание) и означает «любовь к истине».
Здоровье человека в значительной степени зависит от хорошего пищеварения и правильного обмена веществ в организме. Важным условием является эмоциональная уравновешенность и духовное совершенство. Аюрведа предлагает множество способов для обретения здоровья и внутреннего покоя. Главная цель этого учения — единство тела, души и духа.
Постижение основ Аюрведы требует глубокого размышления. Истинное понимание этого учения начинается с осознания, что границ между внутренним и окружающим миром не существует. Вначале мир существовал как всеобщее сознание, из которого возникла тонкая космическая вибрация. Из вибрации возник первый элемент — эфир, затем образовались элементы воздуха, огня, воды и земли. Вся материя — органическая и неорганическая — появилась из этих пяти элементов. Данная концепция пяти элементов и является основой Аюрведы. Человеческое существование неотделимо от действия космических сил. Учение Аюрведы стремится привести в гармонию с окружающим миром и космическим сознанием физическое тело и чувственные ощущения.
Эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, называемых доша: вата (телесный воздух) — соединение эфира и воздуха, питта (принцип огня) — соединение огня и воды, капха (вода тела) — соединение земли и воды. При нарушении равновесия этих принципов возникают различные заболевания. Три доша отвечают за поддержание жизнедеятельности, образование и выведение из организма тканей, а также за психологическое состояние человека. Они руководят деятельностью обмена веществ.
Болезнь и ее развитие
Согласно учению аюрведа, человек существует в здоровом состоянии, когда: сбалансированы его телесные соки (вата-питта-капха); находится в равновесии пищеварительный огонь (агни); уравновешена выработка трех шлаков, иначе — мал: мочи, кала и пота; чувства и эмоции работают нормально; тело, ум и сознание согласованно трудятся как одно целое. Стоит нарушиться равновесию одной из этих систем, развивается недуг. Болезни в аюрведе также классифицируются в соответствии с причинными факторами и телесными дошами — вата-питта-капха.
Конституция человека определяет его предрасположенность к болезням. Например, люди типа капха склонны к болезням капхи. Они могут испытывать повторяющиеся приступы тонзиллита, синусита, бронхита и гиперемии легких. Люди с типом питта подвержены расстройствам желчного пузыря, печени, повышенной кислотности, пептической язве, гастриту и воспалительным недугам, а также кожным заболеваниям вроде крапивницы и сыпей. Люди типа вата чаще страдают от поясничных болей, артрита, ишиаса, паралича и невралгии. Болезни ваты кроются в толстой кишке, болезни питты — в тонкой кишке, а болезни капхи — в желудке.
Агни представляет собой биологический огонь, управляющий обменом веществ. По своему действию он схож с питтой и может рассматриваться как составная часть системы питта в организме. Так питта проявляется в желудке в виде желудочного огня — агни. Агни — по своей природе кислота, он расщепляет пищу и стимулирует пищеварение. Агни присутствует в каждой клетке, он необходим для обеспечения питания и поддержания автоиммунной системы. Агни разрушает микроорганизмы, чужеродные бактерии и токсины в желудке и в малой и тонкой кишках. Пока агни работает исправно, процессы усвоения пищи протекают нормально. При сбое в работе агни обмен веществ нарушается, непереваренные частицы пищи образуют зловонную клейкую массу (ама), забивают кишечник и кровеносные сосуды, вызывая постепенную интоксикацию всего организма. Чрезмерная активность агни также вредна, так как она приводит к истощению и ослаблению иммунитета.
Человеческое тело состоит из семи основных и жизненно важных тканей, называемых
дхату: раса (плазма крови), содержащая питательные вещества переваренной пищи;
ракта (кровь), отвечающая за окислительные процессы во всех тканях; мамса
(плоть, мышцы), закрывающая собой жизненно важные органы, осуществляющая движение
суставов и обеспечивающая физическую крепость тела; меда (жир), обеспечивающая
смазку всех тканей; астхи (кости), дающая телу опору; маджджа (костный мозг
и нервные волокна); шукра (семенная жидкость), отвечающая за воспроизводство.
Семь дхату воспринимают в природном последовательном порядке. Пища после переваривания
содержит питательные вещества для всех дхату, она последовательно проходит
через все дхату — раса преобразуется в ракту, которая затем обнаруживается
в мамсе, меде и т.д. Через питание и переработку дхату обеспечивается требуемое
физиологическое функционирование различных тканей, органов и систем. Нарушение
равновесия вата-питта-капха напрямую затрагивает дхату. Т.е. нарушенная доша
(вата, питта, капха) и неисправные дхату непосредственно отвечают за болезнь.
вернуться на первую страницу раздела
Народная медицина утверждает, что важнейшая
задача в оздоровлении организма -
помочь ему самому бороться с недугами и не мешать программе, заложенной в
нем Природой.
|
Лавка Жизни ® 1986-2004
|
Другие статьи по системе Аюрведа:
Аюрведа - рецепты
Аюрведическое лечение
Вкус в аюрведе
Гуны
Диагностика в учении аюрведа
Диета
Дыхание и медитация
Аюрведа о классификации
болезней
Лечение металлами в аюрведе
Лечение минералами в аюрведе
Лечение травами и природными
веществами в аюрведе
Лечение цветом в аюрведе
Определение конституционального
типа человека
Первая помощь в аюрведе
Пищевые противоядия
Пять первоэлементов материи
Распорядок дня
Типы умственной конституции
Человеческое телосложение
HIVE: All information for read only. Please respect copyright! |