Index of /medical/NarodMed/woman/woman575.html |
Для здорового ребенка характерна физическая активность с первых дней жизни.
Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует
процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с актом дыхания,
а хорошее дыхание благоприятно воздействует на кровообращение.
К массажу и гимнастике приступают на втором месяце жизни. Дети быстро привыкают к ним и получают удовольствие. Если ребенок не доволен, можно отвлечь его игрушкой, ласковым словом.
После массажа кожа должна быть умеренно красной. Занятие проводится за час до кормления или через два часа после него в предварительно проветренной комнате при температуре воздуха 20-22╟С. Перед занятием следует вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены. Мази и кремы для массажа не используются.
Для занятий необходимы:
а) пеленальный стол, покрытый байковым одеялом, клеенкой, простыней;
б) игрушки разных по форме, цвету, звучанию: кубики цветные, кольца разноцветные
диаметром от 6 до 15 см, толщиной до 3 см.
Методика массажа ≈ поглаживание, растирание, разминание.
Комплекс упражнений ╧ 1 (1,5 ≈ 3 мес.)
1. Поглаживающий массаж рук. (4-6 раз)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки
вкладывают в правую руку ребенка. Левой осторожно поглаживают руку ребенка
от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав.
2. Поглаживающий массаж ног. (4-6 раз)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Левую стопу ребенка берут
в свою левую руку. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной
и задней сторонам голени и бедра. Затем переходят к массажу правой ноги. Ногу
ребенка держат правой рукой, а массируют левой.
3. Выкладывание на живот.
Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки его должны находиться под
грудью, лицо повернуто в сторону. При поглаживании спины ребенок рефлекторно
поднимает голову. Упражнение укрепляет мышцы спины.
4. Массаж спины. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
5. Массаж живота. (6-8 раз)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями
обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание
косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их,
начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают
круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой
стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
6. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый
берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают
стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности
стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого
пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение
пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава
захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания
пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец
взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка.
Происходит сгибание стопы.
7. Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.
Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка
за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка
слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый
рефлекс.
8. Рефлекторное разгибание спины в положении на боку. (1-2 раза в обе стороны)
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола. Положить ребенка на правый
бок. Левой рукой взрослый поддерживает таз ребенка, а правой (большим и указательным
пальцами) осторожно ведет по обеим сторонам позвоночника по направлению от
ягодиц к голове. При этой манипуляции ребенок прогибает позвоночник вперед.
То же самое проделывают в положении ребенка на левом боку.
9. Рефлекторное ползание. Исчезает к 3 месяцам.
Исходное положение: на животе ногами к взрослому, бедра притянуты к животу,
голени к бедрам. Осторожно двумя ладонями прикоснуться к обеим стопам малыша.
Рефлекторно ребенок активно отталкивается, разгибая ноги в тазобедренных и
коленных суставах, продвигаясь вперед. Рефлекторное ползание укрепляет мышцы
нижних конечностей.
Комплекс упражнений ╧ 2 (3 ≈ 4 мес.)
1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их
в сторону). (6-8 раз)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Свои большие пальцы
взрослый вкладывает в ладонь малыша, остальными пальцами фиксирует лучезапястные
суставы ребенка. Руки малыша разводят на 90╟ по отношению к туловищу, затем
сводят на груди. При перекрещивании сверху должны ложиться то левые, то правые
руки.
Упражнение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса.
2. Массаж рук (поглаживание с растиранием, разминание).
Исходное положение лежа на спине. Ребенок лежит на спине ножками к переднему
краю стола. Взрослый вкладывает большой палец правой руки в левую ладонь малыша,
а остальными пальцами захватывает его лучезапястный сустав. Поглаживание производят
левой рукой по направлению от кисти к плечу, преимущественно в области сгибателей.
Массаж правой руки ребенка взрослый проводит правой рукой. После исчезновения
повышения тонуса мышц добавляют растирание и разминание ручки.
3. Массаж ног (поглаживание с растиранием, разминание). (4-8 раз)
Исходное положение: лежа на спине. Малыш лежит на спине, ногами к переднему
краю стола. Слегка придерживая правой рукой левую ногу малыша за стопу, взрослый
ладонной поверхностью другой руки производит поглаживание по наружной, задней
поверхности ноги в направлении от стопы к паховой области. При массаже ноги
дополнительно производят кольцевидное растирание ног и поколачивание.
4. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
5. Массаж спины. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
6. "Положение пловца" (разгибание головы назад в положении на весу). (1-2
раза)
Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Берут правой рукой ноги
малыша в области голеней. Приподнимают ноги, после чего подводят левую ладонь
под живот малыша, поднимая его тело над столом. Головка и плечевой пояс приподнимаются,
позвоночник разгибается. Ребенок принимает позу пловца. В работу включают
мышцы спины, позвоночника, бедра и голени.
7. Массаж живота. (1-6 раз)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями
обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание
косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их,
начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают
круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой
стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (1-6 раз)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый
берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают
стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности
стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого
пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение
пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава
захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания
пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец
взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка.
Происходит сгибание стопы.
9. Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.
Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка
за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка
слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый
рефлекс.
10. Вибрационный массаж грудной клетки. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на животе. Ребенок лежит на спине ножками к переднему
краю стола. Взрослый обхватывает грудь малыша так, чтобы большие пальцы легли
спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них, остальные пальцы сзади
по околопозвоночным линиям. Затем снизу вверх производят быстрые ритмичные
движения пальцами.
11. Сгибание и разгибание рук с кольцами. (6-8 раз)
Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый
также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то
одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев
это упражнение можно проводить стоя.
12. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
Комплекс упражнений ╧ 3 (4 ≈ 6 мес.)
1. Охватывающие движения руками. (6-8 раз)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Свои большие пальцы
взрослый вкладывает в ладонь малыша, остальными пальцами фиксирует лучезапястные
суставы ребенка. Руки малыша разводят на 90╟ по отношению к туловищу, затем
сводят на груди. При перекрещивании сверху должны ложиться то левые, то правые
руки.
2. Массаж ног. (6-10 раз)
Исходное положение: лежа на спине. Малыш лежит на спине, ногами к переднему
краю стола. Слегка придерживая правой рукой левую ногу малыша за стопу, взрослый
ладонной поверхностью другой руки производит поглаживание по наружной, задней
поверхности ноги в направлении от стопы к паховой области. При массаже ноги
дополнительно производят кольцевидное растирание ног и поколачивание.
3. Сгибание и разгибание ног.
Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних
частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных
и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.
4. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
5. "Парение" на животе. (1-2 раза).
6. Массаж спины.
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
7. Массаж живота. (6-10 раз)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями
обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание
косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их,
начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают
круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой
стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
8. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине. (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Большие пальцы взрослого
вкладываются в ладони малыша. Руки малыша разведены. Придерживаясь за них,
он слегка напрягается, сгибает ручки, поднимает головку, делает попытки приподняться.
Верните ребенка в исходное положение, укладывая его на бок. Это упражнение
развивает передние группы мышц туловища и конечностей.
9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп. (3-4 раза)
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый
берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают
стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности
стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого
пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение
пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава
захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания
пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец
взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка.
Происходит сгибание стопы.
10. Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.
Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка
за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка
слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый
рефлекс.
11. Сгибание и разгибание рук с кольцами. (6-8 раз)
Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый
также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то
одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев
это упражнение можно проводить стоя.
12. Сгибание и разгибание ног.
Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних
частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных
и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.
13. "Парение" на спине. (1-2 раза)
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Под спину ребенка проводят
обе ладони. Большие пальцы располагаются вдоль средних подмышечных линий ребенка
(с боков). Осторожно на 3-5 секунд поднимают ребенка, затем опускают. Упражнение
способствует укреплению мышц плечевого пояса.
14. Вибрационный массаж грудной клетки. (2-4 раза)
Исходное положение: лежа на животе. Ребенок лежит на спине ножками к переднему
краю стола. Взрослый обхватывает грудь малыша так, чтобы большие пальцы легли
спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них, остальные пальцы сзади
по околопозвоночным линиям. Затем снизу вверх производят быстрые ритмичные
движения пальцами.
15. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
Комплес упражнений ╧ 4 (6 ≈ 10 мес.)
1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами или без них).
Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый
также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то
одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев
это упражнение можно проводить стоя.
2. Сгибание и разгибание ног.
Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних
частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных
и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.
3. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
4. Массаж спины.
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
5. Стимуляция ползания.
Исходное положение: лежа на животе. В момент, когда ребенок притягивает ноги
к животу, взрослый подставляет руку к ступням. Ребенок отталкивается и продвигается
вперед. Упражнение укрепляет мышцы нижних конечностей.
6. Массаж живота.
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями
обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание
косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их,
начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают
круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой
стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
7. Приподнимание туловища из положения на животе. (4-6 раз)
Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Ребенок хватается за пальцы
взрослого, в то время как большими пальцами взрослый фиксирует тыльную сторону
кисти. Руки малыша отводят в сторону до полного разгибания в локтевых суставах
и заводят за головку. Малыш поднимает голову вверх и назад. Укрепляются мышцы
плечевого пояса и спины, кистей и пальцев.
8. Круговые движения руками. (2-6 раз)
Исходное положение: лежа на спине. Малыш обхватывает руками большие пальцы
взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и делает круговые движения
в плечевых суставах в обоих направлениях снизу вверх и сверху вниз.
9. Поднятие выпрямленных ног. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно
обе ноги ребенка в коленных суставах, фиксируя их, и сгибают и разгибают их
в тазобедренных суставах.
10. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
11. Приподнимание верхней части туловища из положения на спине.
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Большие пальцы взрослого
вкладываются в ладони малыша. Руки малыша разведены. Придерживаясь за них,
он слегка напрягается, сгибает ручки, поднимает головку, делает попытки приподняться.
Затем ребенка возвращают в исходное положение, укладывая его на бок. Это упражнение
развивает передние группы мышц туловища и конечностей.
Комплекс упражнений ╧ 5 (10 ≈ 18 мес.)
1. Сгибание и разгибание рук с кольцами.
Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый
также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то
одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев
это упражнение можно проводить стоя.
2. Сгибание и разгибание ног.
Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних
частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных
и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.
3. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
4. Приподнимание тела из положения на животе. (1-2 раза)
Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Ребенок хватается за пальцы
взрослого, в то время как большими пальцами взрослый фиксирует тыльную сторону
кисти. Руки малыша отводят в сторону до полного разгибания в локтевых суставах
и заводят за головку. Малыш поднимает голову вверх и назад. Укрепляются мышцы
плечевого пояса и спины, кистей и пальцев.
5. Наклоны и выпрямление туловища. (2-3 раза)
Исходное положение: стоя на столе спиной к взрослому. Ладонью левой руки фиксируйте
колени малыша. Свою правую руку ладонной поверхностью положите на живот ребенка.
На стол перед ребенком положите два одинаковых предмета (кольца, шарики) или
одну палочку. Предлагайте малышу взять эти предметы двумя руками, затем также
положить. Упражнение развивает мышцы спины.
6. Массаж спины.
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
7. Массаж живота.
Исходное положение: лежа на спине. Производят поглаживание по часовой стрелке
ладонными поверхностями рук. Встречное поглаживание: левая ладонь направляется
снизу вверх, а правая сверху вниз. Поглаживание косых мышц живота: ладони
взрослого расположены на заднебоковых поверхностях грудной клетки, охватывающими
движениями они направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы
взрослого смыкаются под пупком.
8. Доставание палочки прямыми ногами. (2-3 раза)
Исходное положение: стоя на полу. Палочку подвешивают на уровне середины бедра
или кладут на пол. Малыша побуждают наклониться за палочкой, подвешенной на
уровне бедер, с последующим ее опусканием. Постепенно малыш самостоятельно
будет выполнять это упражнение с выпрямленными ногами. Кроме того, подняв
палочку, малышу можно предложить заложить ее за голову до полного выпрямления
позвоночника.
9. Приподнимание, держась за руки. (2-3 раза)
Исходное положение: на спине ногами взрослому. Ручки ребенка придерживают
обеими руками и активно приподнимают его на себя так, чтобы малыш, напрягаясь,
присаживался на ягодицы, после чего его возвращают в исходное положение. Упражнение
активно развивает мышцы брюшного пресса.
Комплекс упражнений при рахите и гипертрофии
1. Поглаживающий массаж рук.
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки
вкладывают в правую руку ребенка. Левой осторожно поглаживают руку ребенка
от кисти к плечу, стараясь обойти локтевой сустав.
2. Поглаживающий массаж ног.
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Левую стопу ребенка берут
в свою левую руку. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной
и задней сторонам голени и бедра. Затем переходят к массажу правой ноги. Ногу
ребенка держат правой рукой, а массируют левой.
3. Сгибание и разгибание рук с кольцами (пассивные упражнения).
Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый
также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то
одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев
это упражнение можно проводить стоя.
4. Сгибание и разгибание ног (пассивные упражнения).
Исходное положение: лежа на спине. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних
частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных
и тазобедренных суставах сначала медленно, потом ускоряя до бега.
5. Массаж живота.
Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями
обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание
косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их,
начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают
круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой
стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
6. Поворот со спины на живот (влево, вправо). (1-2 раза)
Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней
трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает
его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять
положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает
его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
7. Массаж спины.
Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый
производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы
к ягодицам ≈ поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками
пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В
ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет
ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками
пальцев и растирание.
8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый
берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают
стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности
стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого
пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение
пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава
захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания
пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец
взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка.
Происходит сгибание стопы.
9. Сгибание и разгибание стоп.
Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Взять ногу ребенка между
большим и указательным пальцем руки. Затем ладонью правой руки нажимают на
ступню ребенка у основания пальцев. В ответ на это ребенок сгибает стопу.
Затем таким же движением ладони нажимают на пятку в области прикрепления ахиллова
сухожилия происходит разгибание стопы. Одновременно массируют ладонной поверхностью
стопу малыша.
10. Круговые движения руками (пассивные упражнения).
Исходное положение: лежа на спине. Малыш обхватывает руками большие пальцы
взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и делает круговые движения
в плечевых суставах в обоих направлениях снизу вверх и сверху вниз.
Последовательность упражнений данного комплекса следующая : 1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 5, 8, 8, 9, 10, 6.
Другие статьи по теме:
Безопасность ребенка
Воспитание
Гигиена кормления грудью
Гормональные половые кризы
Грудное молоко и иммунитет
Грудное молоко и пищеварение
Грудной ребенок
Грудные дети и животные в доме
Детские страхи
Докорм и прикорм грудных детей
Дыхание новорожденного
Желтуха новорожденного
Закаливание детей
Зрение новорожденного
Игрушки ребенка до 1 года
Искусственное и смешанное
вскармливание
Как давать лекарство грудному
ребенку?
Когда начинать приучать к горшку?
Когда начинаем есть с ложки и пить из чашки?
Когда начинает ходить?
Когда стоит вызвать врача?
Кому вставать ночью к ребенку?
Купание новорожденного
Лактация
Манеж и ходунки
Массаж и гимнастика детей
грудного возраста
Мышцы и кожа новорожденного
Опрелости
Памперсы
Параметры здоровья ребенка
Пеленание ребенка
Пеленки
Первое кормление
Первый туалет новорожденного
Пищеварение грудного ребенка
Плач новорожденного
Плач ребенка после 3 месяцев
Повседневный уход за ребенком
Постоянная связь с ребенком
- метод взаимного воспитания
Потеря веса после рождения
Потница
Появление зубов
Правила грудного вскармливания
Прививки детям
Приспособление для ношения
детей
Приходящая няня
Противопоказания к кормлению
грудью
Профессия - родитель
Развитие речи ребенка
Рахит
Реакция на музыку у ребенка
Режим ребенка
Рефлексы врожденные
Ритуал отхода ко сну у ребенка
Родничок (закрытие)
Слух новорожденного
Слюна новорожденного
Смена пеленок
Сон ребенка
Сосание пальца и пустышки
Температура и пульс новорожденного
Узнавание ребенком близкого
человека
Укачивание ребенка
Умение сидеть и ползать
Умения ребенка в первый месяц
жизни
Физическое развитие ребенка
Фруктовые соки, пюре, твердая
пища
Эмоциональная жизнь ребенка
Энурез у ребенка
|
Лавка Жизни ® 1986-2004
|
HIVE: All information for read only. Please respect copyright! |