Чжуд-Ши (принципы лечения) Одним из наиболее полных сохранившихся руководств по применению методов тибетской медицины является трактат «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений», более известный под кратким названием «Чжуд-ши» («Четыре тантры»). Этот трактат написан от лица Будды Шакьямуни, вернее, одной из его ипостасей — Бхайшаджья-гуру (Верховного Медика). Он восседал на престоле во дворце, украшенном лекарственными драгоценными камнями, усмиряющими 404 болезни. Четырьмя кругами его окружают слушатели — различные боги, подвижники-риши и просто последователи буддизма.
Трактат состоит из четырех глав — четырех тантр, посвященных разным областям медицинского (а также и философского) знания. Перед изложением каждой тантры Бхайшаджья-гуру погружается в состояние самадхи — полного сосредоточения и созерцания и выходит из него только после завершения очередной тантры. Как только Будда входит в самадхи, из его тела по десяти сторонам света распространяются целебные лучи сотен тысяч цветов, освобождающие все живое от грехов и болезней. Затем, четверо риши по очереди выходят из разных частей тела Будды, и каждый рассказывает по одной тантре. Поэтому трактат носит краткое название «Чжуд-ши», то есть «Четыре тантры».
В тибетской медицине основной задачей врача считается не только исцеление человека от болезни. Не менее важным делом полагается предотвращение болезни путем установления гармоничных отношений человека с его окружающей средой. Поэтому значительная часть трактата посвящена вопросам правильного образа жизни (в том числе правилам поведения и морали) и способам профилактики заболеваний.
В восточном миропонимании человек — микрокосм — является частью большого Космоса, и процессы, происходящие в теле человека, аналогичны процессам, происходящим в Космосе, и неразрывно связаны с ними. По утверждению тибетских врачей, физическое и душевное состояние человека подвержено воздействию двух типов внешних влияний. Первый тип — объективные факторы, неподвластные человеку: климатические и другие особенности страны, где он живет, смена времен года. Вторая группа факторов — субъективные факторы: образ жизни, характер питания, бытовые условия, вид трудовой деятельности, сексуальные отношения. Эти вещи, по мнению авторов «Чжуд-ши», в немалой степени определяются самим человеком и могут быть им изменены.
Тибетская медицина разделяет людей на три конституциональных типа соответствующие трем доша: люди конституции ветра, желчи и слизи. Кроме этих трех чистых типов в «Чжуд-ши» описаны также четыре смешанных. Очень важно правильно определить конституциональный тип человека, так как один и тот же фактор может по-разному воздействовать на людей различных типов. Большое значение имеет также возраст человека. Эти взгляды древних тибетских лекарей подтверждаются практическими данными современной медицины.
В «Чжуд-ши» можно найти много советов и рекомендаций, касающихся профилактики различных заболеваний, здорового образа раза жизни и здорового питания, с непременным учетом конституционального типа человека. Эти рекомендации могут быть полезны и интересны не только профессиональным врачам, но и для обычных людей.
Тибетский врач не только осматривает пациента и расспрашивает его о симптомах заболевания, но также внимательно изучает его урину и характер пульса. Таким образом, определяется, какие из внутренних органов поражены болезнью. В качестве метода диагностики часто применяется также пальпация больных органов. Ощупыванию подвергаются точки на позвоночнике, связанные с этими органами.
Средства и методы лечения тибетских медиков чрезвычайно разнообразны. Это, в первую очередь, всевозможные лекарственные сборы, состоящие из трав, листьев, корней, плодов и цветов различных растений. В трактате дается множество частных и общих рекомендаций по приготовлению сборов и сочетанию различных видов растений. Умение распознавать лекарственные растения и приготавливать растительные сборы всегда почиталось очень важным для врачей тибетского направления и являлось необходимым элементом их подготовки. Также широко используются в качестве лекарств минералы, соли, драгоценные камни и металлы. Применяются и физические методы лечения (иглоукалывание, прижигание, ванны, компрессы и массаж с применением масел). Иногда самым главным лечебным средством может быть изменение вредных условий жизни.
Читайте о истории развития
и развитии в России
тибетской медицины.
Народная медицина утверждает, что важнейшая
задача в оздоровлении организма -
помочь ему самому бороться с недугами и не мешать программе, заложенной в
нем Природой.
|
Лавка Жизни ® 1986-2004
|
Оздоровительные системы:
Система доктора Бака
Система дыхания Бутейко
Система Порфирия Иванова
Русская здрава
Система Шаталовой
Система Норбекова и Сам Чон
До
Шиацу
Аюрведа
Каппо
Медитативные упражнения в
кунг-фу
Макробиотика Дзен
Система Ниши
Рэйки
Су-Джок
У-шу
Фэн-шуй
Цигун
Чжуд-Ши
Йога
HIVE: All information for read only. Please respect copyright! |